День Господень


День Господень

ДЕНЬ ГОСПО́ДЕНЬ (День Яхве, День гнева, День Страшного Суда) — одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д. Г. определяется понятием Суда.

Первые сведения о Д. Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского (Северного) царства, при усилении религиозно-политич. иллюзий, Д. Г. в нар. представлении — "день света" для избранного народа, когда явится Бог и поразит всех врагов Израиля. Напротив, для пророка Амоса, Д. Г. — не день торжества Израиля, но день Суда над ним ("Горе желающим дня Господня!.. он — тьма, а не свет!", Ам 5:18, 8:9 — 10). Избранничество Израиля — не привилегия, но великая духовная ответственность пред всеми "племенами земными" (Быт 12:3), связанная с получением Откровения, к-рое должно храниться до наступления "полноты времен" (Гал 4:4) и быть критерием в личной и обществ. жизни (см. Лк 12:48). Израиль, не выполнивший возложенной на него миссии, будет поражен, и лишь для благочестивого "остатка" этот День станет днем духовного торжества (Ам 5:15, 9:8 — 10, Ис 4:3).

У пророка Софонии (ум. ок. 625), жившего в период общемировых потрясений (закат Ассирии, появление новых народов и цивилизаций), религ. кругозор расширяется: в ист. катаклизмах он усматривает знамение грядущего Страшного Суда Господня, распространяющегося на все народы. В преддверии этого дня человек должен испытать свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем Гнева. "День гнева — день сей, день скорби и тесноты..." (Соф 1:15) (Образы космич. катастрофы Софонии легли в основу гимна "Dies Irae, Dies ille...", написанного ок 1200 католич. монахом Фомой из Челано и вошедшего в состав заупокойной литургии — Реквиема). Пророк Малахия (5 в. до н. э.) возвестил, что наступлению Д. Г. будет предшествовать явление великого Вестника (Ангела Яхве) — нового пророка Илии (Мал 3:1:4:5). Им стал Иоанн Креститель.

В Новом Завете Д. Г. означает День Христов, однако здесь, в земной истории, положено лишь начало его полному осуществлению в неведомый людям день Второго Пришествия (Деян 1; 11; Мф 24:42). С возникновением церкви в день Пятидесятницы многие думали, что Христос вернется немедленно или очень скоро (1 Фес 4:13, 2 Фес 3:6, 10). Вскоре стало ясно, что Второе Пришествие медлит, но не отменяется (2 Петр 3:10 и др.). В то же время ожидание конца истории не должно заслонять от верующего значение Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во Славе, и потому христиане живут в сиянии Его Дня. Уже в апостольское время "Днем Господним" стал именоваться первый день недели (Откр 1:10, 1 Кор 16:2, Деян 20:7), т. е. воскресенье. Каждый раз он заставляет верных переживать величайшую в земной истории реальность Воскресения Христова, объединяет их с Ним в торжественно совершаемой Евхаристии и обращает к ожиданию Его пришествия во славе (1 Кор 11:26). "Гряду скоро! Аминь. Эй, гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22:20).

Лит.: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965. С. 50—57; Светлев Э. [прот. А. Мень]. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972. С. 64—6, 216—220.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Смотреть что такое "День Господень" в других словарях:

  • День Господень — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В пророч. книгах нередко встречаются выражения день Господень и день Господа (Ис 13:6,9; Иез 13:5; Иоил 1:15; 2:1,11,31; Ам 5:18,20; Авд 15; Соф 1:7,14; Мал 4:5), досл. пер. день Яхве (см. Имена Бога). В других местах (Ис… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • День Господень — евр. йом ле Адонай. День Господень день суда, о котором предсказано во многих пророчествах (Ис. 2:12 и дал.; 13:6,9: Иоил. 2:31; 1 Фес. 5:2; 2 Пет. 3:12). Великий день Господень (Соф. 1:14 и дал.) …   Словарь библейских имен

  • день Господень — день Госп’одень великий и страшный (Иоил.2:31 ), день (время) суда (2Пет.2:9 ), день (время) гнева (Рим.2:5 ; Отк.6:17 ), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян.17:31 ) …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • день\ Господень — день Госп’одень великий и страшный (Иоил.2:31 ), день (время) суда (2Пет.2:9 ), день (время) гнева (Рим.2:5 ; Отк.6:17 ), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян.17:31 ) …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ — [евр. , ( ); греч. ἡμέρα Κυρίου], один из ключевых эсхатологических терминов Свящ. Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божией. В …   Православная энциклопедия

  • День Господень —  ♦ (ENG day of the Lord)    термин, связанный в Ветхом Завете с приближающимся Страшным судом (Ис. 13:9; Иоил. 1:15; 2:11; Ам. 5:20), а в Новом Завете со Вторым пришествием Иисуса Христа (2 Пет. 3:10) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • День Господень —  • English: Day of the Lord    Выражение, которое может значить    1) любой суд Божий в истории,    2) Божий суд во время периода Скорби,    3) благословения Тысячелетнего Царства,    4) весь период от начала Скорби до конца Тысячелетнего Царства …   Словарь богословских терминов

  • день — Господень А. Значение слова день 1. Светлый период суток после ночи Бог назвал свет днем : Быт 1:5 день и ночь: Быт 8:22; Есф 4:16; Ин 9:4,5 разделен на двенадцать часов: Мф 20:1 12; Ин 11:9 2. Двадцатичетырехчасовой период времени: Быт 1:5,13,19 …   Библия: Тематический словарь

  • день — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἡμέρα) часть времени от восхода до захода солнца;… …   Словарь церковнославянского языка

  • День святой Троицы — Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Пятидесятница, Троицын день, Троица …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «День Господень» >>