- День Господень
-
ДЕНЬ ГОСПО́ДЕНЬ (День Яхве, День гнева, День Страшного Суда) — одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д. Г. определяется понятием Суда.
Первые сведения о Д. Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского (Северного) царства, при усилении религиозно-политич. иллюзий, Д. Г. в нар. представлении — "день света" для избранного народа, когда явится Бог и поразит всех врагов Израиля. Напротив, для пророка Амоса, Д. Г. — не день торжества Израиля, но день Суда над ним ("Горе желающим дня Господня!.. он — тьма, а не свет!", Ам 5:18, 8:9 — 10). Избранничество Израиля — не привилегия, но великая духовная ответственность пред всеми "племенами земными" (Быт 12:3), связанная с получением Откровения, к-рое должно храниться до наступления "полноты времен" (Гал 4:4) и быть критерием в личной и обществ. жизни (см. Лк 12:48). Израиль, не выполнивший возложенной на него миссии, будет поражен, и лишь для благочестивого "остатка" этот День станет днем духовного торжества (Ам 5:15, 9:8 — 10, Ис 4:3).
У пророка Софонии (ум. ок. 625), жившего в период общемировых потрясений (закат Ассирии, появление новых народов и цивилизаций), религ. кругозор расширяется: в ист. катаклизмах он усматривает знамение грядущего Страшного Суда Господня, распространяющегося на все народы. В преддверии этого дня человек должен испытать свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем Гнева. "День гнева — день сей, день скорби и тесноты..." (Соф 1:15) (Образы космич. катастрофы Софонии легли в основу гимна "Dies Irae, Dies ille...", написанного ок 1200 католич. монахом Фомой из Челано и вошедшего в состав заупокойной литургии — Реквиема). Пророк Малахия (5 в. до н. э.) возвестил, что наступлению Д. Г. будет предшествовать явление великого Вестника (Ангела Яхве) — нового пророка Илии (Мал 3:1:4:5). Им стал Иоанн Креститель.
В Новом Завете Д. Г. означает День Христов, однако здесь, в земной истории, положено лишь начало его полному осуществлению в неведомый людям день Второго Пришествия (Деян 1; 11; Мф 24:42). С возникновением церкви в день Пятидесятницы многие думали, что Христос вернется немедленно или очень скоро (1 Фес 4:13, 2 Фес 3:6, 10). Вскоре стало ясно, что Второе Пришествие медлит, но не отменяется (2 Петр 3:10 и др.). В то же время ожидание конца истории не должно заслонять от верующего значение Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во Славе, и потому христиане живут в сиянии Его Дня. Уже в апостольское время "Днем Господним" стал именоваться первый день недели (Откр 1:10, 1 Кор 16:2, Деян 20:7), т. е. воскресенье. Каждый раз он заставляет верных переживать величайшую в земной истории реальность Воскресения Христова, объединяет их с Ним в торжественно совершаемой Евхаристии и обращает к ожиданию Его пришествия во славе (1 Кор 11:26). "Гряду скоро! Аминь. Эй, гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22:20).
Лит.: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965. С. 50—57; Светлев Э. [прот. А. Мень]. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972. С. 64—6, 216—220.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.